Согласно положением Налогового Кодекса, каждый человек должен в обязательном порядке встать на учет в ИФНС. Данная процедура подразумевает присвоение персонального номера – ИНН. Этот документ в последующем будет нужен при подписании различных юридических документов, трудоустройстве, оформлении кредита и т.д. Как получить ИНН физическому лицу, какие документы при этом нужно подготовить и многие другие важные вопросы, мы рассмотрим далее.
Значение понятия ИНН
Налоговый номер используется для идентификации субъектов, являющихся плательщиками налогов. Согласно требованиям законодательства этот номер должен быть присвоен каждому гражданину РФ.
Уже с момента рождения малыша, родители могут подготовить соответствующий пакет документов и зарегистрировать юного гражданина страны самостоятельно.
Особенно важно это сделать в том случае, если несовершеннолетний имеет определенные обязательства относительно оплаты того или иного налога.
Сам по себе номер состоит из 12 цифр. Каждая из них имеет свое предназначение. К примеру, первыми двумя обозначается местность, где была осуществлена постановка на учет, следующие две предоставляют информацию о государственной структуре, совершившей регистрацию, далее, с 5 по 10 — персональный номер субъекта и последние две цифры служат специально для совершения проверки действительности этого документа.
Совершить процедуру присвоения ИНН можно по фактическому месту жительства или прописке. Первый вариант часто используется иностранцами, которые временно пребывают в стране.
Этот номер в последующем будет использоваться при оплате различных квитанций и обязательных налогов. С помощью этих двенадцати цифр вы также сможете проверить, есть ли за вами какие-то задолженности относительно обязательных государственных взысканий, и что именно вы оплатили за прошедшее время. Конечно же, хорошо, если вы будете знать ИНН наизусть, однако можно просто иметь соответствующую справку с этими данными с собой.
Во многих правовых сферах, и в частности Трудовом Кодексе, налоговый номер не считается обязательным, однако многие руководители все же требуют этот документ во время трудоустройства.
В случае отсутствия ИНН, работодатель может предложить вам оформить этот документ через его компанию, однако, как показывает практика, значительно легче и быстрее будет сделать его самостоятельно. Также стоит знать, что данная процедура не является обязательством работодателя, а потому если он не желает вам помочь в этом вопросе, то он имеет на это полное право.
Согласно последним требованиям налоговой инспекции, иностранные граждане тоже должны оформлять ИНН. Более того, без этого документа они не имеют право получать патенты и заниматься коммерческой деятельностью.
Документы
Чтобы оформить справку ИНН, необходимо вначале сориентироваться в том, какие документы нужны для получения ИНН и каким образом их можно подготовить.
Итак, поход в налоговую службу должен сопровождаться следующим пакетом бумаг:
- заявление (согласно форме 2.2.У). Образцы можно найти в канцелярских магазинах, скачать в интернете или попросить в налоговой;
- персональные документы (паспорт, свидетельство о рождении);
- копия паспорта одного из родителей или опекунов (если ИНН оформляется для ребенка или человека, признанного недееспособным);
- справка из паспортного стола о действующей пропиской.
Где можно получить ИНН
Следующий важный вопрос, ответ на который нужно знать каждому желающему оформить идентификационный код – где получить ИНН физическому лицу?
Первый, стандартный способ регистрации ИНН – обращение в Федеральную Налоговую Службу. Для этого нужно подготовить вышеперечисленный пакет документов и передать его одному из инспекторов.
Второй, более современный и практичный метод – оформление через сайт налоговой службы. Главный плюс этого метода заключается в том, что он делает процедуру значительно быстрее.
Третий способ – передача подготовленных документов и заявления через почту. Этот метод значительно труднее, потому как перед отправкой бумаг, их необходимо утвердить нотариально. В противном случае, они могут быть признанны недействительными, а запрос отклоненным.
Как можно получить ИНН?
Процедура регистрации этого документа для каждой категории граждан совершенно разная. Перед тем, как получить ИНН, физическому лицу нужно подготовить документы, составить заявление и только после совершать обращение.
Ранее выдачей этой бумаги занималось значительно больше государственных структур. К примеру, подать прошение о выдаче ИНН можно было:
- в МФЦ (многофункциональный центр);
- на сайте «Госуслуги».
Сегодня стать на учет в налоговой службе и получить код можно только через:
- ФНС.
Процедура регистрации довольно простая. Не зависимо от того, имеете ли вы прописку или нет, вам нужно подготовить заявление и свой паспорт. Если вы желаете сделать этот документ своему ребенку, то вам также нужно будет взять свидетельство о рождении чада.
Для оформления ИНН недееспособному человеку, помимо паспорта и заявления, нужно также взять документы, подтверждающие недееспособность и решение суда о назначении заявителя опекуном.
Единственным документом, который нужно будет заполнить, является заявление. Данные могут быть написаны вручную (при этом нужно соблюдать основные требования относительно ведения юридической документации) или набранными на компьютере и распечатанными.
Чтобы избежать очередей к инспектору, можно зарегистрироваться на прием через сайт. Вам будет выдан электронный талончик, на основании которого вы сможете пройти к сотруднику налоговой в назначенное время, без лишних ожиданий.
Что же касается нотариального подтверждения действительности бумаг, то в нем нет никакой необходимости, потому как вы можете предъявить совместно с копиями оригиналы всех документов.
В случае проведения процедуры регистрации доверенным лицом или законным представителем, нужно просто взять с собой доверенность (утвержденную нотариально) или решение суда по назначению человека ответственным лицом.
- С помощью сайта Налог ру.
Второй способ получить номер ИНН – подать заявление на сайте налоговой службы. Для этого стоит подготовить вышеперечисленные документы, потому как именно из них вам нужно будет вносить информацию. Однако в этом случае потребуется наличие у Вас электронной цифровой подписи.
Интернет-портал «Налог ру»
Данный способ является не просто более удобным и практичным, но и значительно быстрее. Многие люди, к сожалению, не умеют пользоваться интернетом или просто напросто не доверяют ему, а потому выбирают очереди в ФНС, однако технологии развиваются, и процедура регистрации также стала более современной.
Чтобы получить ИНН через интернет, нужно придерживаться следующего порядка действий:
- зайти на сайт налог ру;
- перейти в раздел «физические лица»;
- выбрать категорию «ИНН».
Существует два способа заполнения заявления:
- с помощью специальной программы;
- на сайте ИФНС.
После, необходимо поставить свою подпись (в электронном виде с помощью ЭЦП) и отправить документ в налоговую (через сайт).
Перед тем, как сделать ИНН через интернет, убедитесь в том, что у вас есть возможность поставить электронную подпись. В противном случае, заполненный документ нужно будет распечатать и отнести уже лично. Свидетельство будет также вручено персонально в руки. Если вы все же смогли поставить подпись в электронном формате, то и документ с номером ИНН вы сможете получить на электронный адрес.
Также через интернет можно подать прошение восстановить потерянную или испорченную справку. При этом нужно будет также подготовить квитанцию для оплаты государственной пошлины и по возможности оплатить ее онлайн. Даже если вы все подготовите через интернет, за получением документа нужно будет все равно идти в налоговую службу.
Срок изготовления и стоимость
После того, как все документы будут переданы в ФНС, сотрудникам налоговой службы нужно проверить их и обработать предоставленную информацию. Как правило, данная процедура не занимает более 5 рабочих дней.
По окончанию оформления, работники налоговой должны передать документ человеку лично в руки, либо отправить его по почте (только заказным письмом). Регистрация ИНН физического лица может быть проведена как за 4-5 дней, так и за 30 минут. Все зависит от качества и скорости обслуживания местного органа ФНС.
Смена фамилии или прописки
Сам номер идентификационного кода выдается всего один раз и более не меняется. Единственное, что может быть откорректировано – персональные данные, к примеру, фамилия или имя.
Чтобы внести изменения в ИНН, нужно подготовить следующие документы:
- паспорт;
- заявление;
- бланк, подтверждающий внесение изменений в персональные данные.
Далее, нужно передать все бумаги налоговому инспектору, и через указанный срок подойти и забрать уже готовую новую справку. При этом оплачивать государственную пошлину в данном случае не нужно.
Что же касается смены прописки, то она вообще никаким образом не отображается в ИНН, а потому и переделывать идентификационный код не нужно. Более того, паспортный стол самостоятельно передает информацию о смене места жительства граждан, а потому ФНС будут знать о вашем новом адресе и внесут новые данные в свою базу без вашего обращения.