Процесс приобретения нового жилья и последующее оформление документов довольно трудный и долгосрочный процесс, требующий знания действующего законодательства. После того, как все вопросы, связанные с приобретением жилья и оформлением права собственности решены, можно смело переходить к следующему шагу – регистрации места жительства в новой квартире (доме). Как прописаться в квартире, какие бумаги нужны для этого и многие другие вопросы мы рассмотрим далее.
Для чего необходима постановка на регистрационный учет?
Основным законом, нацеленным на регулирование вопросов, связанных с регистрацией граждан по фактическому месту постоянного расположения является ПП №713.
Согласно положениям, указанным в данном нормативно-правовом акте, после того, как субъектом будет приобретена (получена в подарок или передана по наследству) квартира или дом, он должен зарегистрироваться.
Это правило распространяется только на тех, у кого нет никакой прописки. Если же у владельца недвижимости уже есть жилье, где он проживает и прописан, проведение данной процедуры не обязательно. К примеру, субъект приобрел квартиру и прописался в ней, а спустя определенное время ему по наследству досталась недвижимость от родителей. В данном случае он имеет право, как оставить прописку по прежнему адресу, так и перерегистрироваться уже на вторую квартиру.
Еще одна причина наличия прописки – использование предоставляемых государством услуг (льгот на коммунальные) по фактическому месту жительства. Для всех остальных процедур, связанных с регистрацией третьих лиц, сдачей недвижимости в аренду и продажей квартиры достаточно будет просто наличия бумаг на само сооружение и свидетельства, подтверждающего право собственности.
Условия регистрации на постоянной основе
Способ передачи жилья при подаче документов и получении прописки в новом доме не имеет никакого значения, а потому не зависимо от того, досталось ли жилье в наследство, было подарено или куплено, процедура и условия остаются стандартными. Изменения в правилах могут быть внесены только в тех случаях, когда новое жилье является муниципальной собственностью.
В подобных обстоятельствах результат будет зависеть от разрешения муниципального отдела, потому как сделать прописку в такой недвижимости без одобрения действующего владельца помещения, предоставляемого свою собственность в аренду, нельзя.
Итак, давайте более детально рассмотрим главные условия прописки в приватизированную квартиру:
- Отсутствие прописки.
Если на момент регистрации человек уже имеет прописку в другом помещении, то ему необходимо вначале обратиться в паспортный стол и попросить выписать его со старого адреса, и только потом подготавливать прошение о регистрации по новому месту жительства.
- Подача заявления.
Законодательством разработана определенная форма, которую необходимо заполнить и передать работникам паспортного стола. Особых трудностей в ее оформлении как таковых нет. В случае, если обращение происходит от ребенка, не достигшего 14 лет, то заполнять и подавать обращение должен законный представитель (родитель, опекун).
- Подготовка сопутствующих документов.
Помимо заявления паспортный стол может также запросить другие документы, подтверждающие личность, его право на недвижимость и т.д.
Куда нужно обратиться?
Каждый государственный орган регулирует определенную правовую сферу. К примеру, регистрация брака и рождения малыша происходит в ЗАГСе, а передача наследства является обязанностью нотариуса.
Что же касается вопросов, связанных с пропиской граждан и ведением учета перемещения населения, то в данном случае нужно обращаться в паспортный стол, который расположен в том районе, где проживает субъект. Также имеют право прописывать органы ФМС.
Итак, если у человека есть все необходимые документы для прописки то достаточным будет обращения в паспортный стол, однако в случае отсутствия права на собственность, вначале нужно будет составить обращение в Росреестр и переоформить жилье на себя.
Заявление в обязательном порядке должно сопровождаться паспортом, квитанцией об оплате госпошлины и конечно же документом, который подтвердил бы право претендовать на данную недвижимость.
Онлайн заявка
Также благодаря современным технологиям отправить запрос на смену регистрации адреса постоянного места жительства можно через интернет. Чтобы осуществить данное действие необходимо зайти на сайт государственных услуг и заполнить соответствующую форму.
Также возможно одним документом отправить сразу два прошения о выписке и регистрации по новому адресу. Для этого стоит заполнить отрывной талон, прилагающийся к бланку на сайте.
Используя данный метод отправки заявления, в паспортный стол будет необходимо подойти только один раз, чтобы поставить штамп с новым местом регистрации.
Какие документы потребуются?
Еще один важный аспект регистрации на новом месте – сбор документов.
Чтобы государственные работники зарегистрировали человека по новому месту проживания, ему потребуется не только написать заявление, но и представить документы, подтверждающие его личность и право на прописку.
Итак, что нужно подготовить для прописки в квартиру:
- паспорт и ИК (важно чтобы данные документы были с российским гражданством);
- заявление;
- свидетельства (о браке или рождении ребенка);
- документы на квартиру (договор покупки, дарственная, завещание и т.д.);
- свидетельство о выписке с предыдущего адреса.
Для того чтобы не возникло конфликтов и недоразумений, лучше совместно с копиями показать работнику паспортного стола оригиналы всех вышеперечисленных бумаг.
Временные ограничения процедуры регистрации
Основываясь на положениях указанных в ГК РФ и других законах, после того, как человек выписался со старого адреса, он обязан получить штамп в паспорте о новом месте проживания на протяжении 7 рабочих дней. Указана данная информация в 16 разделе ПП РФ №713.
Что же касается нарушения данного положения, то в случае несвоевременного обращения работниками государственного учреждения может быть направлено обращение в суд с прошением назначить человеку административный штраф, размер которого может составить от двух и до пяти тысяч рублей.
В качестве подтверждения можно предоставить:
- билеты на поезд или автобус;
- чек за оплату услуг грузовой компании, совершившей перевоз вещей;
- показания соседей, видевших процесс въезда человека.
Если же человек, совершивший покупку жилья, зарегистрирован по старому адресу, то прописка в новой квартире может быть произведена в любое удобное время.
Процедура регистрации и стоимость услуги
После подачи заявления сотрудники паспортного стола обязаны проверить правильность документов и их достоверность. Далее они назначают дату совершения данной процедуры.
Если субъект осуществил выписку с предыдущего адреса заранее, то постоянная прописка, как правило, оформляется либо в этот день, либо в течение нескольких дней (2-3 дня).
Подобный процесс с наличием старого адреса прописки может привести к тому, что процедура выписки и внесения нового адреса может длиться на протяжении двух недель. Повлиять на сроки может расположение организации, где ранее была совершена прописка по старому адресу.
После того, как новые данные будут внесены в паспорт, владелец этого документа должен персонально явиться и забрать его. Третье лицо совершить данную процедуру не имеет права, потому как обязательно при выдаче документа нужно поставить подпись в книге реестров.
Согласно положениям, указанным в Гражданском кодексе и других нормативно-правовых документах, смена основного адреса совершено бесплатная процедура, однако существуют специальные организации, которые могут подготовить бумаги и провести регистрацию вместо вас. Чаще всего обращение в такие компании проводится теми, у кого есть определенные проблемы с документацией и решить самостоятельно они их не могут.
Что же касается обязательной оплаты государству, то она может возникнуть в виде штрафа только в том случае, если установленные сроки не будут соблюдены.