Пресловутые права пассажиров значительно больше, и они защищены законодательством Российской Федерации, а их несоблюдение является нарушением закона. Из-за незнания обязанностей транспортных служб, многие пассажиры довольствуются лишь только передвижением от места нахождения и до назначенного пункта, однако это далеко не все, что они могут получить.
Какие права имеет пассажир поезда?
Один из самых распространенных способов передвижения — поезд. Главное преимущество подобного транспорта заключается не только в комфортности дороги, но и доступной стоимости билетов.
К сожалению, многие потребители данной сферы услуг не знакомы со своими законными правами, а потому используют минимум, предоставляемый организацией.
Согласно Закону о Правилах перевозки пассажиров железнодорожным транспортом пассажир имеет право на целый ряд услуг, таких как постельное белье, горячие напитки, комфортные условия во время переезда и т. д.
Некоторые из них стоят денег, а другие обязаны быть бесплатными. Зная все эти нюансы, пассажир сможет потребовать удовлетворить его законное право и в результате получит более качественное обслуживание.
С какого рода просьбой можно обратиться к проводнику?
Итак, давайте более детально рассмотрим, какие же права имеет пассажир, использующий данный вид транспорта:
- Вы вправе использовать приобретенное вами место так, как этого пожелаете. Потому, если вы хотите лечь отдыхать днем или не желаете, чтобы на вашем месте сидели другие, вы вправе этого потребовать.
- Застилать и убирать постельное белье — обязанность проводника, а потому доехав до своего пункта назначения, вы можете просто покинуть вагон. Требовать от пассажира сдать сложенную постель — нарушение его прав.
- Поставщик услуг обязан создать тихую и комфортную обстановку на протяжении всей поездки. Курение, распивание алкогольных напитков, шум, громкая музыка — все это запрещено законодательством и при первом вашем обращении к проводнику с претензией, он обязан устранить дискомфорт.
- Если ребенок занимает верхнюю полку, то работник вагона должен предложить родителям специальные ремни безопасности.
Как быть при возникновении непредвиденных обстоятельств?
Права пассажиров РЖД, прописанные в законе, также предусматривают решение конфликтных вопросов, возникших во время поездки.
Давайте более детально рассмотрим самые актуальные ситуации:
- Оказалось, что ваше место уже продано другому пассажиру. И в одном, и во втором билете указана одна и та же полка, а значит эта ошибка — результат невнимательности сотрудников железнодорожной станции или сбоя в программе. Чтобы ни послужило причиной этому, ее решением обязан заняться проводник вагона. Он должен предложить потребителю взамен другое место. Если оно дороже, чем приобретенный билет, то доплачивать пассажир не обязан, в случае меньшей стоимости, ему должны вернуть разницу.
- Вы остались на вокзале, а вещи поехали дальше. При возникновении подобной ситуации первое, что нужно сделать — не паниковать. Следующий шаг — поиск начальника станции, который бы смог связаться с вокзалом, где будет произведена следующая остановка и попросил бы снять багаж с маршрута.
- Сели не в свой поезд и оказались совершено в другом городе. Один из ключевых вопросов, беспокоящий в данной ситуации — имеет ли право пассажир требовать что-либо от компании перевозчика или единственный выход приобретать билет и возвращаться назад? Согласно закону, в данной ситуации вы можете обратиться к руководству станции с просьбой вернуть вас в город, откуда вы прибыли совершенно бесплатно. Для этого необходимо предоставить акт, составленный совместно с начальником поезда, на который вы ошибочно сели.
- Этот способ актуален и для тех, кто проехал свою остановку из-за того, что проводник не сообщил о прибытии или не разбудил. Согласно правилам обслуживания клиентов, указанным в должностных обязанностях сотрудников РЖД, вас должны разбудить за полчаса до момента прибытия.
Одна из прямых обязанностей персонала поездов — быть вежливыми, приветливыми и внимательными, а потому при некорректном поведении проводника, вы можете смело обращаться с жалобой к руководителю поезда и требовать принять меры относительно этого вопроса.
На основании чего пассажиру могут отказать в поездке?
Пассажиры точно так же, как и работники поезда имеют ряд обязательств, которые они должны исполнять.
Большая часть нарушений ограничивается замечанием, но при некоторых обстоятельствах, проводник вправе не только возразить, но и снять с маршрута пассажира.
Что может стать причиной такому решению:
- Субъект нарушает нормы поведения и мешает другим.
В таком случае проводник может обратиться к правоохранительным органам и по прибытию на станцию, пассажир будет снят с поезда. Деньги за билет и груз, согласно закону, не возвращаются.
- Пассажир сильно болен и требует срочной медицинской помощи.
Вмешательство со стороны работников поезда может быть только в двух случаях:
- человек настолько болен, что не способен здраво оценивать ситуацию или находится без сознания;
- заболевание несет угрозу окружающим пассажирам.
Проводник обязан сообщить о больном на станцию, чтобы по прибытию медперсонал смог оказать первую помощь и отвести его в больницу. При этом сотрудники должны вернуть пассажиру часть средств за путь, который он не проехал (исключением являются деньги за уже использованные услуги, к примеру, постельное белье) или приостановить действие билета до момента его выздоровления.
- Отсутствие пассажирского билета на данный маршрут.
Одна из ключевых обязанностей каждого пассажира — предоставление билета. При отсутствии этого документа, проводник имеет законное право снять субъект с поезда и потребовать оплатить штраф.
Права пассажиров и их обязанности детально прописаны в 36 пункте Закона РФ о Правилах перевозки. Незнание этих нормативно-правовых документов не освобождает пассажира от его обязанностей.
Права и обязанности пассажиров общественного транспорта
Один из самых популярных видов транспорта, которым пользуется большинство пассажиров — автобусы и троллейбусы. Законом предусмотрены определенные права и обязанности для данной группы потребителей.
Каждый человек, который использует этот вид передвижения, должен знать, что он имеет право на:
- качественное и безопасное передвижение в выбранном виде транспорта до назначенного места;
- получение точной информации о маршруте авто;
- компенсацию за причиненный дискомфорт из-за аварийной остановки или прекращения работы автобуса;
- бесплатный проезд ребенка, не достигшего 7 лет;
- перевозку ручной клади, не превышающей габариты, указанные в законе о правах пассажира в автобусе.
Любой возникший конфликт можно решить двумя способами: мирное соглашение с руководством компании предоставляющей свои услуги или подача иска в суд о нарушении прав потребителей с прошением взыскать с поставщика компенсацию за причиненный ущерб.
Что запрещено пассажиру автобуса?
Выполнять требования, поставленные законом, должны не только представители компании-перевозчика, но и потребители, использующие этот вид транспорта. В сравнении с перечнем прав, обязанностей у пассажиров значительно больше.
Итак, каждый человек, передвигающийся с помощью автобуса не должен:
- отвлекать водителя во время движения (нельзя разговаривать, задавать вопросы, покупать билет, требовать сдачи и т.д.)
- перевозить опасные для жизни человека предметы и вещества (взрывчатку, холодное оружие, пистолеты);
- распивать во время движения спиртные напитки и засорять салон авто;
- громко слушать музыку, разговаривать, мешать остальным пассажирам и водителю в частности;
- занимать пассажирское место сумками и ручной кладью;
- использовать аварийную систему без надобности;
- выбрасывать какие-либо предметы из окон или люка.
Используя общественный транспорт, вы имеете право на соответствующее законодательным нормам, профессиональное обслуживание.
Права и обязанности пассажиров такси
Еще один способ передвижения, который часто используется во многих городах — такси. Существуют маршрутные такси и автомобильные. Точно так же, как и пассажиры автобусов, субъекты, использующие этот вид транспорта, имеют ряд обязанностей и прав.
Главная отличительная черта между государственным и частным видом транспорта заключается в условиях его использования. Что касается предоставления услуг передвижения частными компаниями, то они могут регулировать время маршрута, его направление, стоимость и т.д.
Права пассажира такси следующие:
- заказчик имеет право самостоятельно выбрать модель автомобиля и его водителя;
- заявка на авто может быть, как предварительной, так и срочной;
- водитель обязан предоставить детальную информацию о стоимости указанного маршрута и действующем тарифе;
- в авто вы имеете право ставить свои условия комфорта: регулировать громкость музыки, делая ее громче или тише, открывать или закрывать окна, требовать не курить в салоне;
- вы можете потребовать совершить временную остановку (она может быть платной или бесплатной — это зависит от условия договора компании);
- действительной является стоимость, указанная диспетчером, водитель не имеет права повысить или понизить ее;
- в случае задержки в пробке, потребитель имеет право попросить диспетчера сообщить о своем опоздании ожидающему человеку.
Если предоставленная машина не соответствует стандартам качества, то вы можете отказаться от нее и попросить прислать взамен другое авто. За поставщиком остается право отказа в оказании услуги обратившемуся клиенту.
Права авиапассажиров по Российскому законодательству
Права пассажира самолета детально описаны в приказе Минтранса. В этом нормативно-правовом акте указаны не только обязанности обеих сторон, но и детальная инструкция решения всех конфликтных ситуаций, к примеру, задержки рейса, несвоевременного вылета и т. д.
Права пассажиров, использующих данный вид передвижения:
- Если самолет по каким-то причинам задерживается, то компания должна предоставить своим клиентам комфортные условия для его ожидания совершенно бесплатно.
- Помимо создания всех необходимых удобств, пассажир имеет право потребовать от авиакомпании компенсацию за потраченное время ожидания. Согласно законодательству, он составляет 25 % от минимального дохода, установленного в том регионе страны.
Если сумма компенсации превышает половину стоимости билета, то компания имеет законное право отказаться его выплачивать. Зная свои права и обязанности, вы, как пассажир, получите комфорт от поездки и сможете оспорить ситуацию в случае неправомерных действий со стороны перевозчика.